Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению

Учреждение дошкольного образования — новый период в жизни ребенка. 

Адаптация без слез – об этом мечтает каждый родитель. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Многие особенности поведения ребенка в период адаптации к детскому саду пугают родителей настолько, что они задумываются: а сможет ли ребенок вообще адаптироваться? 

С уверенностью можно сказать: те особенности поведения, которые очень беспокоят родителей, в основном являются типичными для всех детей, находящихся в процессе адаптации к детскому саду. 

В этот период почти все мамы думают, что именно их ребенок «несадовский», а остальные малыши, якобы, ведут и чувствуют себя лучше. Но это не так. Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти изменения являются естественной реакцией на новые условия жизни, поэтому к ним нужно отнестись с пониманием. Не беспокойтесь: когда ребенок привыкнет к садику, всё «станет на круги своя».

В процессе приспособления – адаптации – поведение и реакции на многое у ребенка могут резко поменяться, чаще всего меняются:

  • эмоциональное состояние (ребенок много плачет, раздражается);
  • нарушается аппетит (ребенок ест меньше и реже, чем обычно);
  • нарушается сон (ребенок не может заснуть, сон кратковременный, прерывистый);
  • утрачиваются приобретенные навыки (малыш может вернуться к соске или перестать проситься на горшок, речь может затормозиться);
  • в период адаптации дети нередко заболевают (снижение иммунитета и частые простудные заболевания).

Привыкание к детскому саду у всех происходит по-разному, это во многом определяется индивидуально-личностными особенностями малыша: 

  •  типом его нервной системы; 
  •  степенью общительности и доброжелательности, уравновешенности; 
  •  наличием/отсутствием привычки выполнять требования взрослых; 
  •  сформированностью навыков самообслуживания и т.д.
  • Степень и сроки адаптации к учреждению дошкольного образования:
  • при лёгкой адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца;
  • при средней степени адаптации дети привыкают к садику дольше, до 2 месяцев;
  • при тяжелой адаптации срок привыкания может продлиться от 2 до 6 месяцев и даже больше.

Каждый родитель, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.

В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях дошкольного образования и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.

В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться» слишком долго, что существенно сдвигает распорядок дня. Если ребенку требуется «отсыпаться», значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.

Не перегружайте малыша в период адаптации. У него в жизни сейчас столько изменений, и лишнее напряжение нервной системы ему ни к чему.

Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!

Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите ребёнка, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).

Согласовав предварительно с воспитателем, дайте в сад небольшую игрушку. Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке — заместителе мамы. Прижимая к себе что-то, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.

Призовите на помощь сказку или игру. Придумайте свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. «Проиграйте» эту сказку с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно, все это и затевается, чтобы малыш понял: мама обязательно за ним вернется.

Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама — спокоен малыш. Малыш «считывает» вашу  неуверенность и еще больше расстраивается. И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду — раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую ребёнок берет с собой в садик. Видя, что зайчик «так хочет в сад», малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением. Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. 

Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте, когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!

Придумайте свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш. Встреча (когда вы приходите забирать ребенка из сада) должна быть радостной. Ребенок нуждается в вашем внимании и тепле – ведь он целый день был без вас! Если погода хорошая, после сада лучше не идти сразу домой, а немного прогуляться, поделиться впечатлениями, спросить, как прошел день. Акцентировать внимание на положительных моментах, это создаст у ребенка позитивное отношение к детскому саду. Хотя бы полчаса посвятите играм и разговорам с ребенком, чтение интересной книги, рассмотрение фотографий картинок. Перед сном – водные процедуры.

Когда речь идет об адаптации ребенка к саду, часто говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но «за кадром» почти всегда остаются родители, которые находятся в не меньшем стрессе и переживаниях! Они тоже остро нуждаются в помощи и почти никогда ее не получают. Часто мамы и папы не понимают, что с ними происходит, и пытаются игнорировать свои эмоции. Не стоит этого делать. Вы имеете право на все свои чувства, и в данном случае они являются естественными. Поступление в сад — это момент отделения ребенка от родителей, и это испытание для всех. У мамы и папы тоже «рвется» сердце, когда они видят, как переживает малыш, а ведь в первое время он может заплакать только при одном упоминании, что завтра придется идти в сад.

Чтобы помочь себе, нужно:

  • быть уверенными, что посещение сада действительно нужно семье. Например, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад (порой
  • единственный) в доход семьи. Иногда мамы отдают ребенка в сад раньше, чем
  • выходят на работу, чтобы помочь ему адаптироваться, забирая пораньше, если это
  • будет нужно. Чем меньше сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше
  • уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя
  • именно на эту уверенную позицию, адаптируется гораздо быстрее.

Главная задача, возложенная на учреждение дошкольного образования – социализация личности. Именно в саду малыш начинает общаться с другими детьми, контактировать. Он учится понимать, что не все на свете должно доставаться только ему. Это тяжело, но необходимо. Он учится тому, что для того, чтобы добиться чего-то (взять понравившуюся игрушку, одержать победу в игре, первым разгадать загадку), нужно прикладывать усилия, стараться.

Здесь малыш учится жизни, коммуникативным навыкам, узнает много нового, адаптируется к обществу, подавляет комплексы неполноценности, учится выражать свои мысли и не стесняться их высказывать на людях.

Вторая задача – следовать режиму дня. Именно в соблюдении режима дня и состоит польза детского сада, поскольку приучает к основам здорового образа жизни – своевременному питанию, сну, прогулкам на свежем воздухе. К тому же, навыки самостоятельности в жизни обязательно пригодятся.

Немаловажным фактором является творческое развитие ребенка. Пение, танцы, рисование, лепка. К тому же, педагоги действительно помогают малышу проявить себя в каком-либо виде искусства и открыть новые способности.

Поверить, что малыш на самом деле вовсе не «слабое» создание. Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что ребёнок плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком — с мамой! Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Вы же знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, и у него не получается плакать. Плач — это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться, поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за «нытье». Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.

заручиться поддержкой. Вокруг вас родители, переживающие те же чувства в этот период. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие «ноу-хау» есть у каждого из вас в деле помощи малышу. Вместе радуйтесь успехам детей и самих себя.

Отводить ребенка в учреждение дошкольного образования нужно ежедневно, не допуская пропусков без уважительных причин. Это приучает к дисциплине и вырабатывает чувство ответственности.

Следует убедить ребенка в том, что посещение садика – это ответственное дело, его работа, которую пропускать никак нельзя.

Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность. Тогда скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир! 

Что такое ритуал прощания

Ритуал прощания – ваши действия и слова, которые транслируют ребенку посыл, «я сейчас уйду, но обязательно вернусь» и, самое главное, «я тебя люблю». Ваша задача – использовать ритуал каждый раз, когда вы куда-то уходите. Это важно делать даже дома, чтобы малыш спокойно воспринимал временную разлуку, знал, что останется с кем-то из близких, а «мама скоро придет». Не убегайте, пока малыш не видит, не обманывайте его. Обнимайте и целуйте у дверей, говорите, когда вернетесь.

Зачем ребенку ритуал прощания

Для ребенка важна стабильность. Он видит, что изо дня в день вы куда-то уходите, прощаетесь у порога и каждый раз возвращаетесь. В детском саду ритуал поможет ему быть спокойнее, когда утром вы оставите его в группе. Конечно, ребенку будет грустно, в первое время он будет плакать и скучать, но психологически он будет готов, ведь вы уже много раз доказывали ему – вы каждый раз приходите обратно.

Зачем вам ритуал прощания

Ритуал помогает маме психологически подготовиться к тому, что придется отпустить малыша. Часто происходит ситуация, после прощания с мамой малыш плачет, воспитатель общается с ним, играет в игры, малыш отвлекается. Мама вдруг вспоминает, что забыла положить ему носовой платочек, заглядывает в группу и ребенок заново испытывает тот же стресс. В другой ситуации мама тоже вспоминает про условный платочек, но не возвращается, потому что знает о последствиях. Она весь день корит себя, чувствует вину. Такая мама тоже не научилась отпускать ребенка.

Как создать свой ритуал

Прощайтесь каждый раз одним и тем же способом. На 1-2 минуты берете малыша на руки, обнимаете, целуете и четко проговаривайте, куда уходите и когда вернетесь: «Я вернусь, когда ты погуляешь, пообедаешь, и я приду за тобой». Сразу уходите. Запомните: малыш имеет право расстраиваться и плакать, когда вы уходите, ведь он вас очень любит. Это нормально.

Такое поведение помогает ребенку привыкнуть к расставанию. Не с первого дня, а именно тогда, когда становится ритуалом, то есть привычным поведением. Ритуал помогает потому, что учит ребенка ДОВЕРЯТЬ взрослым: ребенок хорошо знает, что мама уйдет, как она уйдет и когда вернется. Это доверие и знание снижает тревогу малыша.

Задание для семьи

Придумайте свой ритуал и начните использовать его каждый день. Ритуал «сработает» не сразу, потребуется время, чтобы ребенок привык, поэтому не торопитесь менять его.

Успехов Вам и Вашему ребенку!